Когда ситуация выходит из-под контроля, трудно держать себя в руках и не наговорить безобразных вещей. Возможно, в повседневной жизни человек вовсе не считает другого таким плохим и невыносимым. Но во время ссоры душа обнажена, и любое негативное высказывание оставит на ней более глубокий след, чем множество слов в другое время.
Но сдерживать и накапливать свои эмоции тоже вредно. И это научно доказано. Возникает парадокс: что же делать с этим гневом и как не превратить диалог в обмен оскорблениями и пустую трату времени?
Если эмоции переполняют
Вопреки общепринятому мнению, конфликт может быть полезным. Но для этого необходимо избавиться от всех эмоций. Лучше всего выплескивать ярость через физические нагрузки, желательно агрессивного характера, например, в любительском боксе. Не зря многие мужчины дерутся, когда хотят выяснить, кто прав. Они выплескивают свои негативные эмоции, а после драки чаще всего мирно беседуют, и разговор получается продуктивным. Ведь стороны хладнокровно и трезво оценивают все детали ситуации.
Если нет возможности заниматься в зале, вполне можно обойтись и избиением подушки. Если без скепсиса взяться за дело, то весь негатив очень скоро утихнет, и вы сможете с хладнокровием подумать над способами решения конфликтов.
После того, как эмоции утихли, садитесь за стол переговоров. Можно заранее подготовить перечень претензий и замечаний, а также предложения по улучшению ситуации. Это сделает диалог максимально продуктивным и выгодным для вас.
Как вести продуктивный диалог
Для начала скажите, что недавняя ссора принесла вам большое огорчение, и очень не хотелось бы её повторять. А для этого надо обсудить все аспекты сложившегося положения и вместе придумать пути разрешения сложившегося конфликта. Согласитесь, что некоторые доводы собеседника действительно весомы, и вы готовы к ним прислушаться.
Из соображений вежливости оппоненту можно отдать право говорить первым. Тот, кто выговорился, сможет внимательно слушать. Пока вторая сторона не высказалась до конца, перебивать и спорить нельзя. Только после того, как собеседник скажет все, что хотел, можно ответить на все его выпады.
Даже если другой человек позволял себе в разговоре употреблять нелестные эпитеты, обобщать и утрировать, нужно избегать всего этого в собственной речи! Иначе вместо примирения разговор выльется в новую ссору.
Подсказки для быстрого разрешения конфликта
Вот несколько рекомендаций, помогающих составить удачную речь. Она не только не заденет чувства второго участника конфликта, но и заставит его прислушаться:
• Говорите только об одном конкретном случае. Вспоминать то, что было месяц или неделю назад, категорически запрещено. Дайте человеку второй шанс, а не топить его возможно зарождающиеся благие намерения отчаянием, безнадежностью и верой в то, что ничего не изменить. Как нетрудно догадаться, фраз наподобие «ты всегда так делаешь» быть не должно.
• Не используйте прилагательные отрицательного оттенка в отношении самого человека. Оценку лучше давать только поступку. Не «ты грубиян», а » это было грубо». Так у собеседника не возникнет отождествления проступка с самим собой, а значит, не придётся оправдывать это действие, чтобы защитить себя. Так человеку проще согласиться, что он не прав, и принять меры.
• Предлагайте варианты решения конфликта. Нельзя ждать, что оппонент воодушевится голой критикой и признает все свои ошибки. Если будет виден выход, ему будет проще решиться взять себя в руки и начать движение в нужном направлении.
Воспользовавшись этими советами и способами решения конфликта, вы сможете конструктивно вести диалог.